Специальные условия для обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МАДОУ функционирует 2 группы комбинированной направленности для совместного пребывания здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
квалифицированную коррекционную помощь оказывают специалисты:
-учитель-логопед;
- педагог-психолог;
-воспитатель;
- инструктор по физической культуре;
- музыкальный руководитель.
Обучение детей с ОВЗ проводится по «Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ТНР».
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МАДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень речевого развития детей;
- составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
- организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагог-психолог:
- проводит индивидуальное обследование детей, определение индивидуального образовательного маршрута;
- организует индивидуальную и подгрупповую коррекционную образовательную деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом;
- разрабатывает рекомендаций для воспитателей и родителей;
- проводит консультирование родителей детей, имеющих эмоциональные, социальные, поведенческие трудности, а также трудности в познавательном развитии;
- проводит консультации по работе с детьми, имеющими трудности эмоционального, и интеллектуального развития, социальной адаптации как для воспитателей групп и других специалистов учреждения
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование);
организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Музыкальный руководитель:
- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- использует на занятиях логоритмические упражнения.
Инструктор по физической культуре:
- осуществляет укрепление здоровья детей;
- совершенствует психомоторные способности дошкольников.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ учитываются особенности их физического и психофизиологического развития.
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
В МАДОУ имеется 2 кабинета учителей-логопедов, где проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и кабинет педагога-психолога
Оснащение логопедических кабинетов: столы детские и стулья, шкафы для пособий, настенная доска, стол с зеркалом, магнитная азбуки, альбомы с картинками для исследования произношения звуков, наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков; книги-пособия с речевым материалом для закрепления произношения разных звуков; наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серии картинок и т.д.); настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития дыхания и т.д.); коррекционно-развивающие игры, демонстрационный материал по различным темам; пособия для развития грамматического строя речи, пособия для развития лексики, развития звукопроизношения, для обучения грамоте; наглядный материал по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Кабинет педагога-психолога. Развивающая предметно-пространственная среда кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для работы психолога, содержит перечень материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, позволяет обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных коррекционных и развивающих программ с учетом возрастных особенностей детей. Кабинет педагога-психолога поделен на зоны: первичного приема и беседы, консультативной работы, диагностической работы, коррекционно-развивающей работы, игровой терапии, релаксации и снятия эмоционального напряжения, рабочую (личную) зону педагога-психолога.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду оборудованы:
музыкальный зал – проведение занятий, культурно-массовых мероприятий, праздников и утренников для детей;
физкультурный зал – проведение занятий, соревнований, оздоровительных мероприятий;
кабинет педагога-психолога – проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей и педагогов;
кабинеты учителя-логопеда – проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей и педагогов;
образовательный Лего центр – проведение подгрупповых занятий с детьми по легоконструированию.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С целью формирования у детей с ОВЗ интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группах оформлен центр книги (мини-библиотеки) - специально оборудованное место для чтения и литературного творчества, в которой представлена разнообразная по жанрам литература: стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги.
Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении создаются условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ:
- спортивный зал оснащен спортивными комплексами, крупными модулями, шведской стенкой, гимнастическими скамейками, дугами для подлезания, мячами, мячами-фитболлами и другим необходимым оборудованиеми;
- спортивная площадка оборудована беговой дорожкой и совмещенным футбольно-волейбольно-баскетбольным полем, на площадке имеется многофункциональный спортивный комплекс;
- физкультурные центры в группах оснащены необходимым набором спортивного инвентаря для организации двигательной деятельности детей в течение дня.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ имеются следующие средства обучения и воспитания для детей с тяжелыми нарушениями речи:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, осадкомер, снегомер, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ создаются условия без барьерной среды для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
– территория ДОУ асфальтирована или имеет твердое плиточное покрытие;
– на центральном входе в здание размещена тактильная табличка со шрифтом Брайля;
– достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, коридоров;
– на стеклянные двери, во избежание травм, наклеен "Желтый круг" — предупредительный знак для слабовидящих людей;
– разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия питания
Создание отдельного меню не осуществляется.
Питание в МАДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, согласованного в ТО ТУ Роспотребнадзора и утвержденного заведующим МАДОУ.
Cпециальные условия охраны здоровья
Медицинский блок представлен медицинским кабинетом.
Оснащен необходимым оборудованием для осуществления первичной медицинской помощи.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В свободном доступе для детей в ДОО компьютеры отсутствуют.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОО нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимся.
При организации образовательной деятельности педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по различным направлениям: презентационные материалы, обучающие программы.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования образовательная организация не обеспечена.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) /pasport_dostupnosti_madou-11.pdf
Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к паспорту доступности /anketa.pdf
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ и приложения к акту /akt_obsledovanija_prilozhenija.pdf